Фрагмент для ознакомления
2
Любое изучение творчества принято начинать с изучения биографии личности, которая оставила нам это творчество в наследие. Именно здесь мы можем найти то, что повлияло на становление личности, что привело его к тому или иному успеху, или поражению. Поэтому, нам кажется логичным для достижения основной цели обратиться к биографии писателя, поставив при этом задачей изучение не столько имеющихся немногочисленных работ исследователей, сколько его писем к брату Тео, понять его мысли и чувства, его стремления, описать их в работе и сделать соответствующие выводы о своеобразии его стиля.
Интересный факт о жизни Ван Гога мы находим в статье Екатерины Гордеевой «8 фактов о Ван Гоге или причины полюбить художника». Ван Гог родился в семье лютеранского пастора Теодора Ван Гога в небольшом нидерландском поселке Гроот-Зюндерт. Винсент был старшим из 6 детей се-мейства, самые теплые отношения у него выстроились с его младшим братом Тео. Но Тео не единственный брат, с которым у Винсента была особенная связь. Исследователь утверждает, что на самом деле Винсент Ван Гог, кото-рого мы знаем, был вторым ребенком - старший сын матери семейства Анны Корнелии погиб в 6 лет от роду, его звали Винсент Ван Гог. «Ровно через год, в 1853 году, родился второй сын и его также назвали Винсентом, словно это была вторая попытка, и жизнь Винсента началась «заново». Интересно, что даже даты рождения абсолютно совпали: 30 марта» [1, c.2].
С самого детства Ван Гог много читал, любил природу и часто зари-совывал животных, пейзажи. Неотъемлемой частью жизни человека он счи-тал труд, но при этом не проявлял каких-либо талантов и склонностей.
В 16 лет мы находим у Ван Гога размышления об искусстве и о ху-дожниках. Еще не будучи художником, еще не придя к творчеству, практи-чески на бессознательном уровне искусство увлекает его. «Как бы мне хоте-лось снова поговорить с тобой об искусстве! Хорошо, что мы, по крайней мере, можем часто писать обо всем этом друг другу» [2, c.24].
Его рассуждения об искусстве неразрывно связаны с восприятием природы, осмыслением ее красоты и значимости: «Как и прежде, старайся побольше гулять и люби природу - это настоящий способ научиться глубже понимать искусство. Художники понимают природу, любят ее и учат нас ви-деть» [2, с .41].
За свою недолгую жизнь Ван Гог смог продать всего лишь несколько картин. Он был в отчаянии, неоднократно мы находим в его письмах упоми-нания о том, что ему нечего надеть, нечего есть, и просьбы к брату прислать ему денег. «Мне еще предстоит преодолеть много трудностей, прежде чем я заставлю людей понимать мои картины, а пока что я решил не позволять се-бе падать духом» [2, с.226]. Приоритетами в его тратах являются оплата жи-лья, в котором находилась его мастерская, а также покупка красок и хол-стов. Ван Г ог прекрасно разбирался в материалах и инструментах для жи-вописи, знал, как ими пользоваться. Но данное понимание пришло в резуль-тате кропотливой и усердной работы. Он основательно продумывал свои композиции. Не нужно долго исследовать картины, чтобы заметить, как по-степенно анатомическая точность работ раннего периода уступает место экс-центричным произведениям зрелых лет.
Ван Гог — самоучка. Начав рисовать в 27 лет, молодой человек пре-бывает в уверенности, что великий художник первым делом должен овладеть рисунком. «Однако, посетив мою мастерскую, ты убедишься, что я занят не только поисками контура, но, как и всякий другой художник, чувствую силу цвета и вовсе не отказываюсь делать акварели» [3, с.9]. Поэтому прежде, чем взяться за цвет, Ван Г ог учится создавать черно-белые изображения. Он чи-тает книги и учебники по рисованию, постигает основы построения фигур и пейзажей в правильной перспективе, копирует великих мастеров. Ван Г ог создает множество рисунков, которые, как он считает, позволяют ему про-двинуться в художественном плане, а также изучает формы и движение [3, с.9].
Перед тем, как начать рисовать картину, он делает наброски каран-дашом. Таких набросков может быть ни один, и ни два. Он старается уло-вить освещение, эмоции. Наброски помогают ему оттачивать рисование фи-гур, частей тела людей, животных. Важным моментом, по мнению Ван Гога, является рисование с натуры [4, с.10]. Его очень заботит недостаток средств, поскольку он не имеет возможности платить моделям. «Чтобы делать наброски с натуры или небольшие этюды, совершенно необходимо иметь сильно развитое чувство линии; необходимо оно для того, чтобы отделать вещь впоследствии. Я думаю, что это не дается само собой, а приходит, во-первых, в результате наблюдений, во-вторых, благодаря напряженной рабо-те и поискам и, наконец, благодаря специальному изучению анатомии и пер-спективы» [2, с.56].
Его палитра меняется на протяжении всей его жизни. В начале своей карьеры Ван Г ог использует темные и землистые цвета, такие, как оливко-вый и сиена. Природа Г олландии не изобилует яркими красками, а сам ху-дожник предпочитает писать портреты крестьян и работников шахт и рудни-ков. По мнению исследователей, мрачная палитра необходима, чтобы под-черкнуть бедность и безысходность.
«Невозможно даже сказать, сколько существует серо-зеленых. Пони-мая простые правила, можно получить более 70 разных цветов. Художник - это человек, который, по крайней мере, знает, как анализировать цвет, когда видит его в природе, и может сказать, к примеру, что тот серо¬зеленый - это желтый с черным и синим и т. д. Другими словами, - это тот, кто знает, как найти серые цвета природы на своей палитре», — отмечает живописец в од-ном из писем своему брату [2, с.184].
Переехав в Париж, Ван Г ог вдохновляется работами импрессиони-стов, и его палитра приобретает яркие краски. Художник меняет меланхо-личные цвета на красные, оранжевые, зеленые, синие и, конечно же, желтые. Начинаются эксперименты с импрессионистскими прерывистыми мазками. В какой-то момент Ван Гог даже пробует технику пуантилизма, которую так облюбовали неоимпрессионисты: на поверхность холста наносятся четкие мазки в виде точек, или мелких квадратов, при этом используются только чистые цвета, что создает эффект свечения. «Автопортрет в серой фетровой шляпе» исполнен именно в такой технике.
Но больше всего Ван Гог известен своими густыми мазками. Такая техника называется импасто. Художник наносит толстый слой краски на холст, мазки становятся более заметными, что добавляет картине особую фактуру. «Меня поразило, как прочно сидят эти деревца в почве. Я попро-бовал писать их кистью, но так как поверхность была уже густо покрыта краской, мазок тонул в ней; тогда я выдавил корни и стволы прямо из тюби-ка и слегка отмоделировал их кистью. Вот теперь они крепко стоят на земле, растут из нее, укоренились в ней. В известном отношении я даже рад, что не учился живописи, потому что тогда я, пожалуй, научился бы проходить ми-мо таких эффектов, как этот» [5, с.123].
Он любит наносить густой, неразведенный цвет кистью или мастихи-ном. Иногда Винсент пишет свои цветные завитки, размазывая пальцем краску, наложенную на холст. Кажется, что поверхность работ Ван Г ога об-ладает рельефом, практически трехмерна. Они выглядят по-разному, в зави-симости от источника освещения.
Не менее важным элементом, наряду с композицией и сюжетом, ста-новится фактура. В Париже Ван Г ог знакомится с японской гравюрой, ко-торая оставляет глубокий след в его технике. Он начинает использовать об-водку объектов темными контурами, заполняя их сплошным цветом. Выбор цвета зависит от его настроения.
Художник работает на пленэрах и продолжает экспериментировать со стилем и техникой. Вдохновение он черпает в природе, важную роль в его работах продолжают играть пейзажи.
В то же время живописцу приходится постоянно экономить. Чтобы сократить расходы, он оставляет кисть и берется за перо из тростника. Перо изменило технику художника, преображаются его пейзажи. Ван Г ог открыл для себя геометрию линий, небо, полное точек, силу округлых штрихов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ван Гог. Письма / Пер. с голл. - Л.-М., 1966.
2. Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Пер. с англ. - Т. 1. - Л.-М., 1962.
3. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. - М., 1973.
4. Эник, Натали. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения / Пер. с фр. Карена Саркисова. - М.: V-A-C press, 2014. - 384 с. - 1500 экз.
5. Мурина Елена. Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 440 с. - 30 000 экз.
6. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.
7. Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. - М.: Правда, 1988.
8. Козлов Г. Легенда о Ван Гоге // «Вокруг света», № 7, 2007.
9. Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П. Мелковой. - СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. - Серия «Азбука-классика» - 5 000 экз.,
10. Гордеева М., Перова Д. Винсент Ван Гог / В кн.: Великие худож-ники - Т.18 - Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.
11. Андреев Л. Г. Импрессионизм.- М., 1980. С. 250.
12. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980. С. 404.
13. Гордеева Е. 8 фактов о Ван Гоге или причины полюбить худож-ника/ Е. Гордеева. Beatrice Magazine, 2017 [Электр. ресурс].- Режим доступа: http://beatricemagazine.com/8-facts-about-van-gogh/
14. Ван Гог Винсент. Письма к брату Тео/ Ван Гог Винсент. М.: Из-дательство АСТ, 2018. 320 с.
Электронные ресурсы
15. Касьянов А. Поиски Винсента. Стиль и техника Ван Гога [Электр. ресурс].- Режим доступа: https://artchive.ru/publications/1934~Poiski_Vinsenta_Stil_i_tekhnika_Van_Goga
16. Ван Гог: картины и биография. Музей искусств [Электр. ресурс].- Режим дойупа: http://www.muzzeum.net/van-gog-kartinyi/\
17. Особенности художественной манеры Ван Гога/ vuzlit.ru [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/479357/osobennosti_manery_gogena
Иностранная литература
18. Constantino Porcu Van Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) - Нидерланды, 2004.
19. Wolf Stadler Vincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Am-sterdam Boek, 1974.
20. Frank Kools Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.